Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.
А.С. Пушкин
 


Заключение.

Подводя итоги, необходимо отметить следующее. Опираясь на концепции и изыскания исследователей, изучавших роман "Дар" в контексте проблемы "Пушкин - Набоков", нам удалось:

  • прежде всего, сформулировать саму проблему пушкинской парадигмы как предпосылок, системы, сущности и сути всех обращений к Пушкину в романе "Дар";

  • рассмотреть заявленную проблему на уровнях поэтики и проблематики.

    В результате на уровне поэтики мы смогли выявить и систематизировать пушкинские обращения в романе "Дар".

    Выделены следующие формы пушкинских обращений:

    1) прямые упоминания Пушкина и его произведений;

    2) цитаты пушкинских произведений:

    а) точные, с указанием источника цитирования,

    б) неточные,

    в) скрытые,

    г) псевдоцитата;

    3) аллюзии;

    4) реминисценции;

    5) иные формы пушкинских обращений:

    а) ономастические обращения,

    б) генеалогическая автоаллюзия,

    в) каламбур.

    Анализ каждой из перечисленных групп позволил установить наиболее характерные для них художественные функции.

    Так, прямые упоминания Пушкина и его произведений в "Даре":

    1) являются объектом анализа

    а) в рамках творчества Пушкина,

    б) в контексте всей русской литературы;

    2) служат для характеристики персонажа;

    3) составляют лейтмотив;

    4) указывают на источник цитаты или аллюзии.

    Цитаты из пушкинских произведений выступают в функциях:

    1) указания на источник вдохновения и творческий образец;

    2) характеристики персонажа;

    3) аргумента в поддержку собственных идей;

    4) предмета интеллектуальной игры.

    Пушкинские аллюзии в романе:

    1) представляют собой "язык посвященных", основанный на многоуровневой структуре аллюзий;

    2) характеризуют персонаж в аспекте знания или незнания пушкинского творчества;

    3) способствуют созданию художественного образа.

    Пушкинские реминисценции в "Даре" несут лишь эстетическую и стилистическую нагрузку, создавая и усиливая художественные образы путем обогащения связанных с ними ассоциативных рядов.

    Иные формы пушкинских обращений становятся:

    1) эмблемой пушкинской парадигмы в романе,

    2) знаком авторского присутствия в тексте,

    3) объектом иронической игры.

    В совокупности все пушкинские обращения способствуют усилению художественной выразительности и играют важную роль в авторской концепции, поскольку тесно взаимосвязаны с основными проблематическими единствами романа "Дар".

    На уровне проблематики мы выделили и рассмотрели наиболее актуальные, на наш взгляд, проблемы романа:

    1) проблему "дара" и творчества;

    2) проблему амбивалентного отношения к Пушкину;

    3) парадокс "Пушкин - Чернышевский";

    4) проблематическую триаду: а) утрата (дуэль), б) отец и Пушкин, в) воскрешение.

    В результате мы пришли к следующим выводам:

    Понятие дара как способности благодарного восприятия и творческого переосмысления действительности обогащено в идиостиле Набокова обширным комплексом ассоциаций, которые указывают на сходное понимание Пушкиным и Набоковым проблемы творчества.

    В романе дар реализуется амбивалентное отношение к Пушкину. При этом наибольшее значение приобретают аспекты:

  • литературный (вся литература воспринимается сквозь "магический кристалл" творческих принципов Пушкина);

  • нравственный (жизнь и личность Пушкина помогают осуществить аксиологический выбор);

  • личностный (отношение к Пушкину зависит от внутренних установок и степени личной культуры);

  • игровой (творчество поэта дает материал для иронического переосмысления в игровом ключе).

    В четвертой главе романа, содержащей биографию Чернышевского, Пушкин является эталоном, с которым сопоставляется автор "Что делать?". Сопоставление происходит по двум критериям - литературному и личностному, и оба свидетельствуют о несостоятельности Чернышевского, что разрушает стереотип общественного сознания.

    Благодаря пушкинской парадигме реализуется проблемная триада: утрата (дуэль) - отец и Пушкин - воскрешение. Тем самым, пушкинские обращения выводят к глубинным, сущностным идеям романа "Дара": преодоление конечности бытия (символ которой дуэль) и обретение бессмертия достигается лишь благодаря творчеству, в основе которого находится "дар" - способность к художественному переосмыслению реальности.

    Таким образом, общее значение пушкинской парадигмы в концепции романа "Дар" следует определить как основополагающее: Пушкин в романе становится символом русской литературы, нравственным и эстетическим инвариантом.

     


    Содержание
    Заключение
  •       Об авторе сайта     
    Яндекс цитирования Rambler's Top100    
    Hosted by uCoz