Подводя итоги, необходимо отметить следующее. Опираясь на концепции и изыскания исследователей, изучавших роман "Дар" в контексте проблемы "Пушкин - Набоков", нам удалось:
рассмотреть заявленную проблему на уровнях поэтики и проблематики.
В результате на уровне поэтики мы смогли выявить и систематизировать пушкинские обращения в романе "Дар".
Выделены следующие формы пушкинских обращений:
1) прямые упоминания Пушкина и его произведений;
2) цитаты пушкинских произведений:
а) точные, с указанием источника цитирования,
б) неточные,
в) скрытые,
г) псевдоцитата;
3) аллюзии;
4) реминисценции;
5) иные формы пушкинских обращений:
а) ономастические обращения,
б) генеалогическая автоаллюзия,
в) каламбур.
Анализ каждой из перечисленных групп позволил установить наиболее характерные для них художественные функции.
Так, прямые упоминания Пушкина и его произведений в "Даре":
1) являются объектом анализа
а) в рамках творчества Пушкина,
б) в контексте всей русской литературы;
2) служат для характеристики персонажа;
3) составляют лейтмотив;
4) указывают на источник цитаты или аллюзии.
Цитаты из пушкинских произведений выступают в функциях:
1) указания на источник вдохновения и творческий образец;
2) характеристики персонажа;
3) аргумента в поддержку собственных идей;
4) предмета интеллектуальной игры.
Пушкинские аллюзии в романе:
1) представляют собой "язык посвященных", основанный на многоуровневой структуре аллюзий;
2) характеризуют персонаж в аспекте знания или незнания пушкинского творчества;
3) способствуют созданию художественного образа.
Пушкинские реминисценции в "Даре" несут лишь эстетическую и стилистическую нагрузку, создавая и усиливая художественные образы путем обогащения связанных с ними ассоциативных рядов.
Иные формы пушкинских обращений становятся:
1) эмблемой пушкинской парадигмы в романе,
2) знаком авторского присутствия в тексте,
3) объектом иронической игры.
В совокупности все пушкинские обращения способствуют усилению художественной выразительности и играют важную роль в авторской концепции, поскольку тесно взаимосвязаны с основными проблематическими единствами романа "Дар".
На уровне проблематики мы выделили и рассмотрели наиболее актуальные, на наш взгляд, проблемы романа:
1) проблему "дара" и творчества;
2) проблему амбивалентного отношения к Пушкину;
3) парадокс "Пушкин - Чернышевский";
4) проблематическую триаду: а) утрата (дуэль), б) отец и Пушкин, в) воскрешение.
В результате мы пришли к следующим выводам:
Понятие дара как способности благодарного восприятия и творческого переосмысления действительности обогащено в идиостиле Набокова обширным комплексом ассоциаций, которые указывают на сходное понимание Пушкиным и Набоковым проблемы творчества.
В романе дар реализуется амбивалентное отношение к Пушкину. При этом наибольшее значение приобретают аспекты: